Лекотека

«Лекотека» – это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Лекотеки используют семейно-централизованную игру для включения детей с особыми нуждами в социум, во взаимодействие с окружающим миром. Иными словами она подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей  с особенностями развития  не имеющими возможности посещать дошкольное учреждение.

Целью создания лекотеки является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями
развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-
педагогической помощи родителям (законным представителям).

Специалисты структурного подразделения «Лекотека» реализуют индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы и проводят работу по психологическому сопровождению семьи, преимущественно в процессе игровой деятельности.

Цели лекотеки:

Создание благоприятных условий для развития личности ребенка.

Психологическая поддержка семьи ребенка с нарушением развития.

Содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения, помощь в адаптации в семье и других социальных группах.

Задачи лекотеки:

  • реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой лекотекой самостоятельно;
  • проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;
  • обучение родителей (законных представителей), специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;
  • проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития;
  • психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей);
  • помощь  родителям    (законным     представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;
  • подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной  деятельности ребенка;
  • поддержка инициатив родителей (законных представителей) в
    организации программ взаимодействия семей.

 Результат работы:

Так как дети и семьи, получающие помощь в «Лекотеке» могут иметь разные по природе, сочетанию или тяжести нарушения и проблемы, то постановка целей в ежегодном индивидуальном плане, а значит и результаты сугубо индивидуальны для каждой семьи и ребенка. Позитивным результатом следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для данного ребенка и семьи на данном этапе.

Наши специалисты:

— Учитель-дефектолог – Баринова Лариса Александровна 8-918-402-46-38;

— Учитель-логопед – Безгинова Наталья Геннадьевна 8-918-308-77-19;

— Учитель-логопед – Дубровикана Диана Фархадотвна 8-938-488-94-67;

— Педагог-психолог – Запарова Елена Алексеевна – 8-918-206-47-89;

— Музыкальный руководитель – Осипова Юлия Викторовна 8-938-496-82-92;

— Инструктор по физ. культуре – Гарибян Татьяна Алексеевна 8-918-107-17-07;

— Руководитель ДО «Вокальной студии» — Якименко Александра 8-988-147-53-37;

— Руководитель ДО «Хореографии» — Григорян Ани Петросовна 8-929-854-93-02;

— Руководитель ДО  «ИЗО — Еремина Алла Арсентьевна 8-962-874-89-55;

— Руководитель ДО  «ИЗО ДПИ» — Леньшина Анастасия Сергеевна 8-98-503-26-97;

— Руководитель ДО «Театральной студии» — Садович Елена Юрьевна – 8-918-206-47-89

Дети посещают «Лекотеку» вместе с родителями.

Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальные и групповые игровые сеансы, тренинги, консультации.

Наши занятия включают:

Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате.

Пальчиковые игры – способствуют развитию мелкой моторики и как следствие, благотворно оказывают влияние на развитие речи ребенка.

Логопедические разминки – непосредственно влияют на развитие речи ребенка.

Подвижные игры – помогают развитию навыков ходьбы, переступания, бега, прыжков, координации движений.

Продуктивные занятия (рисование, лепка, аппликация, конструирование) – помогают развивать мелкую моторику кистей рук.

Театрализация (кукольная сказка) – знакомит с родной культурой, с сказочным детским фольклором.

Для родителей  мы организуем:

Консультации

Круглые столы

Тренинги

Общие родительские собрания

Групповые занятия

Проективные методики (рисование)

Домашние задания

Выезд на дом социального педагога

Совместное чаепитие

Музыкальные вечера

Семейные творческие конкурсы

Праздничные мероприятия

На наших занятиях родители на практике узнают, чем можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста.

ИГРА

      Игра для ребенка – это добровольно выбранная активность, непосредственно не направленная на удовлетворение биологических потребностей, в которой ребенок чувствует себя безопасно, успешен, испытывает удовольствие, получает новый опыт.

Совместная игра-развлечение – это организуемое взрослым воздействие на ребенка (например – катание ребенка на себе, «забодаю-забодаю» и т.д.), дающие малышу интенсивные приятные ощущения. Взрослый выступает в заданной упрощенной роли, (лошадки, козы…), ждет реакций ребенка и отвечает на них. Ребенок категорически не должен насильно вовлекаться в такие игры (как и в любые другие).
Главное значение таких игр – установление теплых, доверительных отношений, поднятие настроения.

Свободная детская игра – игра, управляемая ребенком. С чем бы ребенок ни играл, кого бы ни привлекал, содержание (тема) игры и ее ход контролируется ребенком. В этой игре если и есть оценка происходящего, то она исходит от ребенка. Эта игра дает ощущение внутренней свободы, уверенности в себе, достоинства, открывает дорогу творчеству, способствует раскрытию способностей, развитию воображения, самосознания, самостоятельности, умению почувствовать себя в роли другого.
Чтобы понять и принять такую игру, а тем более в ней участвовать, родителям необходимо уметь:
– наблюдать за ребенком;
– видеть в увлеченном занятии ребенка игровую тему;
– уважать выбор ребенка;
– оказывать ребенку эмоциональную поддержку;
– создавать условия для продолжения и развития игры;
– ненавязчиво помогать быть успешным;
– помогать ребенку поддерживать ориентировку и интерес;
– не оценивать действия и высказывания ребенка («хорошо»/«плохо», «правильно»/«неправильно»);
– не устанавливать условных запретов (как играть, во что играть, что говорить…);
– неагрессивно утверждать безусловные запреты (нападать на партнера, ломать мебель и т.п.)
– не задавать вопросов, проверяющих знания ребенка;
– не сбивать ребенка с темы игры;
– не прерывать игру ребенка;
– не навязывать свою тему или способ игры;
– принимать и исполнять назначенные ребенком роли и правила

Свободная игра взрослого – игра, управляемая взрослым. Она во многом аналогична свободной детской игре. Взрослый выдумывает такую игру, которая может заинтересовать ребенка, он играет для ребенка. Когда ребенок включился в игру, взрослый остается ее хозяином: он может развивать тему в произвольных направлениях, устанавливать и поддерживать правила, делать невероятные вещи, шутить, фантазировать, проявлять творчество, выражать эмоции и т.д. Здесь утверждается право взрослого быть самим собой и право ребенка участвовать или не участвовать в такой игре.
В этой игре взрослый старается поддержать инициативы ребенка, развить их, показать их ценность. В тоже время, ребенок получает возможность почувствовать гибкость и независимость взрослого.

Обыгрывание бытовых событий – очень важная способность взрослого, позволяющая поднять настроение, решить конфликтные ситуации. Такая игра бывает необходимой для привлечения интереса ребенка к одеванию, уборке по дому, навыкам поддержания гигиены, приготовлению пищи и другим подобным занятиям, в которых ребенок плохо ориентируется, не видит смысла, не имеет навыков. Игра в быту не уменьшает серьезности быта, во-первых, потому что игра для ребенка – это серьезно, это очень важно, во-вторых, потому что обучение через игру означает добровольное, с энтузиазмом обучение ребенка важным элементам принятому в культуре поведению.

Договорная совместная игра (групповая игра) – игра, управляемая всеми участниками в соответствии с принимаемыми всеми правилами. Ребенок вступает в игру добровольно и также добровольно может из нее выйти. Данная игра учит ребенка действовать по общим правилам для всех, быть в разных ролях, соблюдая ролевое поведение (например, роль того, кто водит или того, кто прячется–при игре в прятки). В таких играх дети получают чувственный опыт успешности и неуспешности следования ролевому поведению, учатся социальному взаимодействию, умению быть членом группы.
Договорная совместная игра, должна соответствовать развитию ребенка, быть доступной для него. В такой игре обычно есть арбитр, т.е. наиболее компетентный игрок, наблюдающий за игровым процессом и поддерживающий соблюдение правил. Арбитр должен быть беспристрастным, последовательным и уравновешенным. Обычно ребенок сначала имеет возможность понаблюдать за игрой со стороны. Затем, когда ребенок изъявил желание поиграть вместе, ему объясняют правила и начинают играть.

Дидактическая игра со специальными игровыми средствами – обычно имеет жесткие правила, нацелена на формирование определенных знаний и умений. В лучшем варианте, в игровом материале заложен контроль, т.е. ребенок сам может оценить свою успешность без помощи взрослого. Хорошо продуманная дидактическая игра позволяет ребенку выделить какое-либо качество, научиться какому-либо способу действий.
Дидактическая игра нуждается в грамотном использовании. Во-первых, велика опасность предложения ребенку непосильной игровой задачи. Если ребенок не понимает условий и цели игры, или не имеет достаточного развития координации движений – он не сможет проявлять в игре достаточной самостоятельности, чтобы почувствовать свою успешность. Во-вторых, игровой материал, с которым не позволяется играть разнообразно, может быстро надоесть.

ИГРУШКИ

     Игрушка – это средство для поддержки игры. В качестве игрушки может выступать партнер по игре (взрослый или другой ребенок), любой предмет, самодельное или специально изготовленное производителями изделие, от мяча или пластилина до игровых компьютерных программ. Ценность игрушки для данного ребенка определяется исключительно ее способностью поддержать игру.

Какие игрушки приобретать?
С экономической точки зрения наиболее выгодно покупать те игрушки, которые максимально долговечны и многофункциональны. К ним, в частности, относятся сделанные из прочных материалов мячи, фигурки людей и животных, конструкторы, большие машины, игрушечная еда, модели бытовых предметов, включая посуду, столовые приборы и т.п..
С точки зрения уникальности получаемого ребенком чувственного и игрового опыта важно приобретать расходные материалы (краски, фломастеры, пластилин, бумага, клей и т.д.) и, по–возможности, довольно дорогие специальные средства, такие как шумовые музыкальные инструменты (кастаньеты, барабаны…) или спортивное оборудование.
С точки зрения поддержки довольно сложных групповых (договорных совместных) игр, очень эффективны относительно недорогие игрушки из картона и пластмассы (лото, карты, шашки, шахматы и т.п.).
С точки зрения развития перспективных адаптивных навыков и самостоятельности полезны творческие компьютерные игры.

Первые игрушки и сопутствующее оборудование
(Примерный перечень рекомендуемых игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей от рождения до 3-х лет)

0 — 2месяца
Подвижная музыкальная карусель, крепящаяся над кроваткой.
Игрушки с подвижными частями и фиксированной мелодией –3-6 месяцев
Висящие погремушки- «бусы», подвески
Погремушки («гантели», кольца, шар с рукояткой и т.д.).
Мячи разных размеров
Мячик с колокольчиком внутри
Игрушки- пищалки
Неваляшки
Аудиокассеты с музыкой, адаптированной для малышей (серия «Happy baby», «Знаки зодиака», «Классика для малышей» и др.).
Детское креслице с наклонной спинкой.
Коврик (упругий, моющийся).

6 -12 месяцев
Активный центр
Книжки-картинки с плотными страницами, лучше -моющимися
Набор для игры с водой
Игрушки для жевания, кусания
Пирамидка с крупными кольцами и толстым стержнем
Мягкая игрушка (может быть музыкальная)
Машинка среднего размера с веревочкой
Игрушечный телефон
Корзинка, сумочка.
Набор пластмассовой посуды
Коробочки с крышками.
Стульчик со столиком
Игрушка, на которой можно сидеть (лошадка и т.д.)
Качели
Ходунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом)
Прыгунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом)

1 -1.5 года
Пастель, мелки, карандаши, фломастеры
Наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и величине).
Набор форм, вставляющихся друг в друга
Мягкие куклы среднего размера
Тряпичная (гибкая) кукла
Фигурки животных (средние)
Куклы с подвижными частями тела (маленькая и средняя)
Кукла, одевающаяся на руку (лучше–с большим открывающимся ртом)
Мягкие игрушки–зверюшки
Металлофон
Тамбурин
Барабан
Свисток, дудочка
Книжки с картинками
Книжки с короткими стихотворениями для детей
Большая грузовая машина со съемным водителем
Большая легковая машина со съемным водителем
«Почтовый ящик», лучше–с прозрачными стенками (коробка или ведерко с крышкой, имеющей отверстия различной формы и соответствующие им вкладыши)
Матрешка
Составные игрушки из 2-3-х частей (например, «Лего»)
Самокат («машина», «лошадка» и т.п.)
Подвижная игрушка на колесиках («бабочка» и т.д.)- на шесте или на веревочке
Игрушки-модели предметов, людей, животных -1.5-2 года Конструкторы «Лего»
Парные картинки, лото
Кисти, краски (не токсичные)
Набор для нанизывания («Бусы»)
Игрушечная мебель
Пластилин и другие материалы для лепки
Пазлы (простые)
Разрезные картинки из 2-3-х частей
Кегли
Сказки («Репка», «Теремок» и др.). Хрестоматия для детей от 2 до 4 лет
Миниатюрные модели бытовых предметов
Игрушечный набор «Семья»
Наборы для ролевой игры («Инструменты», «Доктор», «Кухня», «Парикмахерская» и др.)
Игрушечный транспорт (поезд, кораблик, самолет и др.)
Набор для игры с песком

2-3 года
Модель дома
Конструкторы «Лего»
Пазлы (для составления целого из частей)
Фигурки животных с детенышами (лото: животные с детенышами «Найди маму»)
Одежда для кукол по сезону
Игрушечные часы
Куклы для театра